Кровавое зрелище для туристов-экстремалов

Боливия

Тинку – ритуальные кулачные бои в Боливии ежегодно привлекают отважных путешественников  в горные  местечки в департаменте Потоси.
Старинная церемония, название которой на языке индейцев кечуа означает «встреча, союз, равновесие», проводится каждой весной в начале мая и изображает стычку пастухов аласайя с верховий гор с поселенцами масайя, обрабатывающими поля у их  подножия.

Поддержать древнюю традицию собираются жители деревень Мача, Пукванта, Чаянта, Сакава и некоторых других.

Празднование начинается со своеобразного вызова, когда с помощью выкриков, сопровождаемых танцами и музыкой, две противоборствующие группировки подзадоривают друг друга на битву. Агрессивному настроению и боевому задору немало способствует алкоголь, выпиваемый на празднике в больших количествах, и, наверное, свойства листьев растений, которые потомки древних индейцев жуют практически беспрерывно.
Постепенно взаимные оскорбления переходят в стычки и достигают своей кульминации, когда почти все участники церемонии оказываются вовлечены в драку.
Отличие от кулачных боев у славян, когда две деревни сходились «стенка на стенку», состоит в том, что у кечуа поединок поначалу идет «один на один», соперники разбиваются на пары, а в битве принимают участие не только мужчины, но и женщины и даже дети. Впрочем, в пылу сражения строгий порядок часто нарушается, и ритуальные бои подчас перерастают в банальную групповую драку.
Шумное побоище сопровождается чичей -  боевым кличем, который раздается отовсюду. Драка с жестоким кровопролитием может продолжаться на земле, если соперники падают в пылу схватки. В ходе нее используются камни, палки, ногти, зубы – в дерущихся просыпаются первобытные инстинкты. Особенно страшно наблюдать за поединками женщин, которые обычно совсем не щадят друг друга. Нередко Тинку приводит к  серьезным травмам, а иногда – к  гибели одного или нескольких человек.
Существует несколько объяснений причины зарождения необычного ритуала Тинку.
Одна из легенд утверждает, что побеждённый боец, проливающий свою кровь, отдает дань Земле-Матери или Пачамаме, чтобы она стала добрее, а урожаи - обильней.  Таким образом, драка - своеобразное жертвоприношение высшим силам, отвечающим за плодородие.
Некоторые исследователи считают, что Тинку действительно символизирует ту эпоху, когда местные народности были вынуждены защищать свою землю, выставляя на поле битвы своих представителей, которые сражались один на один, отвечая ударом на удар.
В любом случае традиция живёт. Власти пытаются регламентировать эти побоища, хотя, конечно, это трудная задача, когда дело касается больших скоплений разгорячённых людей, да ещё и находящихся в нетрезвом состоянии - даже присутствие полиции и военных не всегда спасает от трагедий.

Поэтому, чтобы стать участником  Тинку даже в качестве наблюдателя, надо быть особенно отчаянным и бесстрашным туристом. Даже тем путешественникам, которые доберутся до места схватки, придется принимать особые меры предосторожности, остерегаться камней и смотреть издалека, потому что любой жест, взгляд или слово может быть воспринято как вызов на бой. Хотя, вызовом часто становится просто неожиданный удар без предупреждения. Хотите попробовать?
Ритуал Тинку периодически проводится не только в нескольких горных селениях Боливии, но и в некоторых городках. В городах древняя традиция принимает более цивилизованные формы, когда одетые в национальные костюмы жители больше танцуют, чем дерутся, а сами бои только имитируют сражение. Поэтому за настоящим Тинку нужно забираться «в глухомань», в горы.

Справочник туриста и путешественника от Службы Континентов – советы туристам






А-ЗИ-МН-СТ-Я